Скачать Положение в формате PDF
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении ежегодного Всероссийского инженерного конкурса студентов и аспирантов организаций, осуществляющих образовательную и научную деятельность, обучающихся по инженерным специальностям и направлениям подготовки высшего образования
1. Общие положения
2. Цели и задачи Конкурса
3. Организационная структура Конкурса
4. Регламент проведения Конкурса
5. Подача и рассмотрение апелляции
6. Ответственность участников. Аннулирование результатов
Порядок проведения конкурса ВКР
Порядок проведения конкурса проектов аспирантов
Система критериев для оценки заявок и работ конкурса ВКР
Система критериев для оценки заявок и работ конкурса проектов аспирантов
1 Общие положения
1.1 Настоящее Положение определяет цели, задачи, организационную структуру управления, регламент, порядок проведения, основные направления, систему критериев для оценки заявок и работ участников, условия и сроки проведения ежегодного Всероссийского инженерного конкурса студентов и аспирантов организаций, осуществляющих образовательную и научную деятельность, обучающихся по инженерным специальностям и направлениям подготовки высшего образования (далее – Конкурс, Всероссийский инженерный конкурс).
1.2 Конкурс представляет собой систему соревнований студентов и аспирантов, реализующих в рамках освоения основных образовательных программ инженерные проекты в области развития и применения технологий, обеспечивающих устойчивое научно-технологическое развитие Российской Федерации.
1.3 Конкурс проводится на ежегодной основе в соответствии с Планом мероприятий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 366-р, направленным на популяризацию рабочих и инженерных профессий.
1.4 Организатором Конкурса является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее – Министерство), соорганизаторами Конкурса по согласованию с Министерством выступают заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профильные образовательные организации высшего образования (далее – образовательные организации), научные организации, профильные государственные корпорации и предприятия реального сектора экономики, всероссийские, межрегиональные и региональные общественные организации. Оператором Конкурса является федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (далее – Оператор).
1.5 Официальный сайт Конкурса – https://vikrf.ru/ (далее – Сайт конкурса).
1.6 Официальный портал Конкурса – https://portal.vikrf.ru/ (далее – Портал конкурса).
1.7 Конкурс состоит из двух мероприятий:
1.7.1 Конкурс выпускных квалификационных работ (индивидуальных проектов) (далее – Конкурс ВКР), порядок проведения которого представлен в Приложении А к настоящему Положению.
1.7.2 Конкурс индивидуальных проектов аспирантов (далее – Конкурс проектов аспирантов), порядок проведения которого представлен в Приложении Б к настоящему Положению.
2 Цели и задачи Конкурса
2.1 Цели Конкурса – развитие кадрового потенциала высокотехнологичных отраслей, привлечение молодежи к решению перспективных производственных, технических, экономических задач, имеющих стратегическое значение для развития промышленности России (реального сектора экономики); повышение качества инженерного образования посредством формирования инструментов взаимодействия инженерных образовательных, научных организаций и высокотехнологичных предприятий реального сектора экономики.
2.2 Задачи Конкурса:
2.2.1 формирование базы перспективных научно-технических проектов, представляющих интерес для предприятий реального сектора экономики;
2.2.2 содействие повышению качества образовательных программ в области инженерных наук, повышение качества выпускных квалификационных работ (проектов) по инженерным специальностям и направлениям подготовки;
2.2.3 создание эффективной системы коммуникаций между образовательными, научными организациями и предприятиями реального сектора экономики, консолидация профессионального сообщества, разделяющего цели и задачи Конкурса.
3 Организационная структура Конкурса
3.1 Высшим органом управления Конкурса является Организационный комитет (далее – Оргкомитет). Оргкомитет возглавляет заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации.
3.2 Состав Оргкомитета формируется Министерством. В состав Оргкомитета могут входить представители Министерства, заинтересованных федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций, общественных организаций и объединений работодателей, генеральные конструкторы, представители образовательных организаций, академического и научного сообществ.
3.3 Полномочия председателя Оргкомитета:
3.3.1 утверждение состава Оргкомитета;
3.3.2 утверждение списков победителей и призеров по направлениям Конкурса.
3.4 Полномочия Оргкомитета:
3.4.1 общее руководство подготовкой и проведением Конкурса;
3.4.2 организационное сопровождение Конкурса;
3.4.3 согласование и утверждение настоящего Положения;
3.4.4 утверждение руководителя Дирекции Конкурса;
3.4.5 утверждение конкурсных и апелляционных комиссий по каждому мероприятию Конкурса;
3.4.6 утверждение плана-графика проведения Конкурса;
3.4.7 утверждение дополнительных номинаций Конкурса для награждения победителей и призеров;
3.4.8 решение вопросов софинансирования мероприятий Конкурса;
3.4.9 утверждение символики Конкурса.
3.5 Непосредственное оперативное управление подготовкой и проведением Конкурса осуществляет Оператор, который обеспечивает реализацию конкурсных мероприятий, взаимодействие с участниками Конкурса, партнерами, экспертами и членами Оргкомитета, а также организует деятельность конкурсных, экспертных и апелляционных комиссий. Для решения оперативных задач Оператор формирует Дирекцию Конкурса.
3.6 Полномочия Дирекции Конкурса:
3.6.1 формирование и исполнение плана-графика Конкурса;
3.6.2 общая координация подготовки и проведения мероприятий Конкурса;
3.6.3 утверждение перечня региональных и отраслевых отборочных площадок по отдельным направлениям Конкурса;
3.6.4 взаимодействие с образовательными и научными организациями для обеспечения участия студентов в мероприятиях Конкурса, осуществление оперативной связи с участниками;
3.6.5 формирование конкурсных, экспертных и апелляционных комиссий по каждому мероприятию Конкурса, координация их работы;
3.6.6 обеспечение информационного освещения мероприятий Конкурса в средствах массовой информации и с помощью других информационных ресурсов;
3.6.7 подготовка аналитических отчетов по итогам проведения этапов Конкурса;
3.6.8 разработка и определение порядка использования символики Конкурса;
3.6.9 совместно с партнерами Конкурса утверждение специальных призов (грантов) и премий участникам и выплата денежных вознаграждений;
3.6.10 выполнение иных видов работ, связанных с проведением мероприятий Конкурса.
3.7 Полномочия конкурсных комиссий:
3.7.1 утверждение экспертных комиссий из числа экспертов индустриальных партнеров по направлениям Конкурса, координация их работы;
3.7.2 формирование ранжированного списка участников на каждом этапе Конкурса;
3.7.3 формирование списков победителей и призеров по направлениям Конкурса для утверждения председателем Оргкомитета.
3.8 Полномочия экспертных комиссий:
3.8.1 проведение экспертизы работ участников Конкурса согласно критериям, утвержденным Оргкомитетом.
3.9 Полномочия апелляционных комиссий:
3.9.1 рассмотрение апелляций участников Конкурса в случае несогласия с оценками экспертной комиссии;
3.9.2 внесение изменений в оценку работы участника в случае удовлетворения апелляции участника и представление результатов в конкурсную комиссию для возможного корректирования распределения занимаемых конкурсных мест.
4 Регламент проведения Конкурса
4.1 Конкурс проводятся в три этапа: отборочный этап, полуфинал, финал.
4.1.1 Для проведения отборочного этапа могут формироваться дополнительные отборочные площадки по направлениям Конкурса: региональные, отраслевые. Площадки могут быть созданы по одному или нескольким направлениям Конкурса с учетом потенциала привлечения организатором площадки экспертов по данному направлению.
4.1.2 В функции отборочной площадки входит сбор заявок, организация их экспертизы, оказание содействия в проведении информационной кампании Конкурса.
4.1.3 Заявку на открытие региональной отборочной площадки по направлению Конкурса может подать группа образовательных организаций региона при условии поддержки (рекомендательного письма) органов власти субъектов Российской Федерации и ключевых работодателей. В этом случае по рекомендации органов власти субъекта Российской Федерации определяется образовательная организация – координатор региональной отборочной площадки. Решение об открытии региональных площадок по направлениям Конкурса принимается Дирекцией Конкурса на основе анализа заявок. При принятии решения учитывается опыт участия в Конкурсе заявленных образовательных организаций – организаторов, в первую очередь, образовательной организации – координатора региональной площадки (количество участников, победителей и призеров Конкурса в предыдущие годы), заявленное число обучающихся от региона, которое планируется привлечь к участию в Конкурсе, наличие высококвалифицированных экспертов по направлениям Конкурса, включаемых в заявку.
4.1.4 Отраслевые площадки Конкурса создаются по заявке профильной государственной корпорации или предприятия реального сектора экономики. Отраслевые площадки формируются для координации отраслью подачи заявок от опорных (партнерских) вузов отрасли, организации их экспертизы и содействия в проведении информационной кампании Конкурса.
4.1.5 Региональные и отраслевые отборочные площадки открываются по заявкам профильных государственных корпораций, предприятий реального сектора экономики, научных или образовательных организаций по отдельным направлениям Конкурса. Площадки считаются открытыми с момента утверждения Дирекцией Конкурса перечня региональных и отраслевых отборочных площадок и функционируют до получения уведомления со стороны профильной государственной корпорации, предприятия реального сектора экономики, научной или образовательной организации о намерении закрыть отборочную площадку.
4.2 Отборочный этап Конкурса.
4.2.1 Отборочный этап Конкурса включает в себя сбор заявок от обучающихся образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на участие в Конкурсе согласно приложениям А и Б настоящего Положения, экспертизу, формирование списка участников для перехода на следующий этап Конкурса.
4.2.2 Заявки подаются участниками через личный кабинет на Портале конкурса.
4.2.3 Заявки должны содержать описание решения конкретных отраслевых задач, практическая значимость которых может быть подтверждена работодателем.
4.2.4 В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон) участники соглашаются на обработку своих персональных данных, а также выражают свое согласие на осуществление следующих действий с указанными в анкете персональными данными: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение, обезличивание, блокирование, уничтожение, а также обработку для целей участия в Конкурсе. Принимая участие в Конкурсе, участники передают информацию, внесенную в анкету регистрации, в базу данных Конкурса и соглашаются на ее использование в случае подбора на открытые индустриальными партнерами вакансии. Участники дают согласие на возможность принятия на основании автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих, в том числе, и юридические последствия в отношении их или иным образом затрагивающих их права и законные интересы в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона.
4.2.5 Заявки, не соответствующие требованиям, приведенным в приложениях А и Б, не допускаются до экспертизы. Оценка заявок, соответствующих требованиям настоящего Положения, проводится не менее чем двумя экспертами в сроки, указанные в приложениях А и Б. Система критериев для оценки заявок и работ участников Конкурса ВКР и Конкурса проектов аспирантов приведена в приложениях В и Г соответственно.
4.2.6 На отборочном этапе экспертная комиссия оценивает новизну, масштаб решаемой задачи, а также востребованность результатов данной работы на предприятии/в отрасли. По итогам оценки формируется список участников, который передается в конкурсную комиссию. Конкурсная комиссия принимает решение о составе участников полуфинала Конкурса. В случае отказа отобранных участников от участия в мероприятиях полуфинала конкурсная комиссия вправе пригласить для участия в мероприятиях полуфинала участников, расположенных в рейтинговом списке следующими за отобранными в полуфинал.
4.3 Полуфинал Конкурса.
4.3.1 В рамках полуфинала Конкурса участникам предоставляется возможность пройти дополнительную экспертизу работы специалистами организаций/предприятий реального сектора экономики потенциально заинтересованных в результатах их работы, получить наставника для сопровождения завершения работы, апробировать ее результаты на производстве, а также получить рекомендации для дальнейшего трудоустройства или взаимодействия с предприятиями по вопросам внедрения результатов проекта.
4.3.2 При подведении итогов полуфинала Конкурса конкурсной комиссией мнение наставников о доработанном проекте учитывается наряду с мнением независимых экспертов.
4.3.3 По итогам полуфинала Конкурса формируется список финалистов и лауреатов Конкурса.
4.4 Финал Конкурса.
4.4.1 В рамках финала Конкурса проводятся заключительные этапы Конкурса ВКР и Конкурса проектов аспирантов.
4.4.2 Финал Конкурса ВКР проходит в формате публичной защиты студентами выпускных квалификационных работ перед членами государственных экзаменационных (экспертных) комиссий, возглавляемых первыми лицами корпораций, профильных министерств и ведомств. В состав комиссий входят руководители, генеральные конструкторы и ведущие ученые ключевых профильных организаций. По итогам защит студентам присваивается в установленном порядке квалификация, принимается решение о победителях и призерах. Участники вправе отказаться от защиты выпускных квалификационных работ перед государственной экзаменационной комиссией и пройти защиту только перед профильной экспертной комиссией (по итогам защиты квалификация не присваивается).
4.4.3 Финал Конкурса проектов аспирантов проходит в формате публичной защиты проектов перед профильными экспертными комиссиями, по итогам защит принимается решение о победителях и призерах (квалификация не присваивается).
4.4.4 Решение о победителях и призерах по каждому мероприятию Конкурса объявляется на официальной церемонии награждения. Списки победителей и призеров Конкурса размещаются на Сайте конкурса.
4.5 Партнеры Конкурса вправе учреждать специальные призы (гранты) и премии участникам, которые определяются независимо от решения конкурсной комиссии. Партнеры информируют Дирекцию Конкурса о своем решении не позднее пяти рабочих дней до официальной церемонии награждения.
4.6 Дирекция Конкурса вправе вносить уточнения и изменения в сроки проведения этапов Конкурса по согласованию с Оргкомитетом. Информация о внесении изменений в сроки проведения этапов публикуется на Сайте конкурса не позднее чем за 7 дней до начала проведения очередного этапа Конкурса.
5 Подача и рассмотрение апелляции
5.1 Апелляцией является аргументированное заявление участника Конкурса о своем несогласии с полученными результатами прохождения дистанционных и очного этапов Конкурса.
5.2 Участник вправе подать апелляцию в течение 3 календарных дней после объявления соответствующего решения в Дирекцию Конкурса.
5.3 Апелляция составляется участником в свободной форме с указанием ФИО, контактных данных, наименования работы участника, а также с указанием вопросов и обоснованием причин апелляции. Скан апелляции, подписанной участником, направляется на официальную почту Конкурса vik@mephi.ru в сроки, указанные в п. 5.2.
5.4 Апелляционная комиссия оставляет за собой право не рассматривать поданное заявление в случае отсутствия заявления, которое можно однозначно соотнести с автором и поданной работой, а также по истечении 3 календарных дней после объявления решения конкурсной комиссии.
5.5 В ходе рассмотрения апелляции проверяется только соблюдение установленного порядка проведения этапов конкурса.
5.6 Решение апелляционной комиссии является окончательным и учитывается конкурсной комиссией при определении общей суммы баллов при подведении итогов. Срок рассмотрения апелляции – 10 рабочих дней с момента ее подачи. О принятом решении Дирекция Конкурса информирует участника в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения.
6 Ответственность участников. Аннулирование результатов
6.1 При обнаружении в конкурсных проектах неправомерного использования участниками результатов творческой и (или) интеллектуальной деятельности третьих лиц, а также при совершении участниками иных действий, которые нарушают законодательство Российской Федерации в области защиты авторских прав, Дирекция Конкурса имеет право отстранить от участия в Конкурсе или аннулировать результаты участников, уведомив их в течение 3 рабочих дней после принятия соответствующего решения.
Приложение А — Порядок проведения Конкурса выпускных квалификационных работ (индивидуальных проектов) Всероссийского инженерного конкурса
А.1 В Конкурсе ВКР принимают участие обучающиеся образовательных и научных организаций по инженерным специальностям и направлениям подготовки выпускных курсов в рамках реализации программ бакалавриата, программ специалитета и программ магистратуры.
А.2 Конкурс ВКР проводится по каждому уровню образования отдельно.
А.3 Направления Конкурса ВКР формируются в соответствии с перечнем направлений, являющихся приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации в соответствии со стратегией научно-технологического развития Российской Федерации:
А.3.1 Приоритетное направление научно-технологического развития:
Переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта.
Направления Конкурса ВКР:
• Передовые цифровые технологии проектирования и создания высокотехнологичной продукции.
• Тим-моделирование в строительстве.
• Роботизированные и высокопроизводительные вычислительные системы.
• Модульное строительство, индустриальное строительство, роботизация на строительных площадках. Аддитивные технологии.
• Новые материалы, химические соединения и способы конструирования.
• Освоение арктических территорий (работа материалов и конструкций в отрицательных температурах).
• Системы обработки больших объемов данных.
• Машинное обучение и искусственный интеллект.
• Строительство гидротехнических и энергетических объектов.
А.3.2 Приоритетное направление научно-технологического развития:
Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников энергии, способов ее передачи и хранения.
Направления Конкурса ВКР:
• Экологически чистая и ресурсосберегающая энергетика.
• Эффективность добычи и глубокой переработки углеводородного сырья.
• Новые источники, способы передачи и хранения энергии.
А.3.3 Приоритетное направление научно-технологического развития:
Переход к персонализированной, предиктивной и профилактической медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных) и использования генетических данных и технологий.
Направления Конкурса ВКР:
• Персонализированная, предиктивная и профилактическая медицина.
• Высокотехнологичное здравоохранение и технологии здоровьесбережения, в том числе рациональное применение лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных) и использование генетических данных и технологий.
А.3.4 Приоритетное направление научно-технологического развития:
Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания.
Направления Конкурса ВКР:
• Высокопродуктивное и экологически чистое агро- и аквахозяйство.
• Системы рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных.
• Хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции.
• Безопасные и качественные продукты питания.
А.3.5 Приоритетное направление научно-технологического развития:
Противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и экстремистской идеологии, деструктивному иностранному информационно-психологическому воздействию, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства, укрепление обороноспособности и национальной безопасности страны в условиях роста гибридных угроз.
Направления Конкурса ВКР:
• Противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и экстремистской идеологии, деструктивному иностранному информационно-психологическому воздействию, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства.
• Укрепление обороноспособности и национальной безопасности. Конструктивные схемы общественных и транспортных сооружений при террористических угрозах. Противопожарная безопасность.
А.3.6 Приоритетное направление научно-технологического развития:
Повышение уровня связанности территорий Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.
Направления Конкурса ВКР:
• Интеллектуальные транспортные, энергетические и телекоммуникационные системы.
• Освоение и использование космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.
• Северный морской путь.
• Градостроительство и конструирование зданий и сооружений в Арктической зоне.
А.3.7 Приоритетное направление научно-технологического развития:
Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений.
Направление Конкурса ВКР:
• Научные исследования, связанные с этическими аспектами научно-технического развития, изменения социальных, политических и экономических отношений.
А.3.8 Приоритетное направление научно-технологического развития:
Объективную оценку выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат, повышение возможности качественной адаптации экосистем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям.
Направления Конкурса ВКР:
• Урбанистика, зеленое строительство, бережливое производство строительных материалов.
• Адаптация экосистем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям.
А.3.9 Приоритетное направление научно-технологического развития:
Переход к развитию природоподобных технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный ресурсооборот.
Направление Конкурса ВКР:
• Развитие природоподобных технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный ресурсооборот.
А.4 Конкурс ВКР проводится в три этапа: отборочный этап, полуфинал и финал.
А.5 Отборочный этап Конкурса ВКР проводится в период с октября по декабрь.
А.5.1 Для участия в отборочном этапе участники Конкурса ВКР должны пройти онлайн-регистрацию на Портале конкурса, разместив заявку с описанием идеи своей выпускной квалификационной работы.
А.5.2 Заявка на Конкурс ВКР включает в себя:
• краткое описание идеи выпускной квалификационной работы/проекта с указанием цели работы и выполняемых задач (оформляется в свободной форме, не более 3 страниц формата А4);
• презентацию, оформленную по шаблону Конкурса;
• справку об обучении в образовательной организации, подтверждающую, что участник является студентом выпускного курса
с указанием направления подготовки/специальности;
• письмо-приглашение организации/предприятия реального сектора экономики на прохождение акселерации проекта (при наличии);
• дополнительные материалы о работе участника Конкурса ВКР, иллюстрирующие степень проработки, востребованность у работодателя (на усмотрение участника Конкурса ВКР, не более 5 страниц формата А4);
• согласие на обработку персональных данных.
А.5.3 Дирекция Конкурса в установленном порядке обеспечивает экспертную оценку присланных заявок с привлечением специалистов предприятий реального сектора экономики.
А.5.4 По итогам экспертной оценки формируются ранжированные списки участников Конкурса по каждому уровню образования, на основе которых конкурсная комиссия определяет состав участников полуфинала Конкурса ВКР.
А.6 Полуфинал Конкурса ВКР проводится в период с января по апрель (включительно).
А.6.1 Приглашение для участия в полуфинале Конкурса ВКР направляется не позднее, чем за 7 дней до его начала.
А.6.2 В полуфинале Конкурса ВКР участники проходят акселерацию и апробацию своих проектов на высокотехнологичных/научных предприятиях под руководством отраслевых наставников.
А.6.2.1 Не позднее, чем в течение 30 календарных дней после направления приглашения для участия в полуфинале Конкурса ВКР, участнику необходимо загрузить письмо-приглашение организации/предприятия реального сектора экономики на прохождение акселерации проекта.
А.6.2.2 По итогам работы с наставниками участник Конкурса ВКР представляет в Дирекцию Конкурса отчет о проделанной работе по улучшению проекта с учетом рекомендаций работодателя, отзыв наставника от организации/предприятия реального сектора экономики, доработанный текст работы и доработанную презентацию.
А.6.3 Представленные участниками материалы направляются в конкурсные комиссии для предварительного ознакомления.
А.6.4 Материалы участников Конкурса ВКР оцениваются экспертными комиссиями в установленном порядке. По итогам оценки формируется ранжированный список участников Конкурса, определяется состав участников финала Конкурса ВКР.
А.7 Финал Конкурса ВКР проводится в июне.
А.7.1 Для участия в финале Конкурса ВКР рекомендованные по итогам полуфинала участники Конкурса должны предоставить текст и презентацию выпускной квалификационной работы, отзыв руководителя выпускной квалификационной работы, аннотацию выпускной квалификационной работы, список публикаций обучающегося по тематике работы, рецензию.
А.7.2 Финал Конкурса ВКР осуществляется в форме защиты участниками выпускных квалификационных работ перед профильной экспертной (государственной экзаменационной) комиссией. Защита является публичной. Участники вправе отказаться от защиты выпускных квалификационных работ перед государственной экзаменационной комиссией и пройти защиту только перед профильной экспертной комиссией (по итогам защиты квалификация не присваивается).
А.7.3 По итогам финала конкурсной комиссией формируются ранжированные списки участников, принимается решение о победителях и призерах Конкурса ВКР по следующим номинациям:
• лучшая выпускная квалификационная работа бакалавра;
• лучшая выпускная квалификационная работа специалиста;
• лучшая выпускная квалификационная работа магистра.
А.7.4 Решение о победителях и призерах объявляется на официальной церемонии награждения.
Приложение Б — Порядок проведения Конкурса проектов аспирантов Всероссийского инженерного конкурса
Б.1 В Конкурсе проектов аспирантов принимают участие обучающиеся образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по инженерным направлениям и научным специальностям выпускных курсов в рамках освоения программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Б.2 Направления Конкурса проектов аспирантов формируются в соответствии с перечнем направлений, являющихся приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации в соответствии со стратегией научно-технологического развития Российской Федерации:
Б.2.1 Приоритетное направление научно-технологического развития:
Переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта.
Направления Конкурса проектов аспирантов:
• Передовые цифровые технологии проектирования и создания высокотехнологичной продукции.
• Тим-моделирование в строительстве.
• Роботизированные и высокопроизводительные вычислительные системы.
• Модульное строительство, индустриальное строительство, роботизация на строительных площадках. Аддитивные технологии.
• Новые материалы, химические соединения и способы конструирования.
• Освоение арктических территорий (работа материалов и конструкций в отрицательных температурах).
• Системы обработки больших объемов данных.
• Машинное обучение и искусственный интеллект.
• Строительство гидротехнических и энергетических объектов.
Б.2.2 Приоритетное направление научно-технологического развития:
Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников энергии, способов ее передачи и хранения.
Направления Конкурса проектов аспирантов:
• Экологически чистая и ресурсосберегающая энергетика.
• Эффективность добычи и глубокой переработки углеводородного сырья.
• Новые источники, способы передачи и хранения энергии.
Б.2.3 Приоритетное направление научно-технологического развития:
Переход к персонализированной, предиктивной и профилактической медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных) и использования генетических данных и технологий.
Направления Конкурса проектов аспирантов:
• Персонализированная, предиктивная и профилактическая медицина.
• Высокотехнологичное здравоохранение и технологии здоровьесбережения, в том числе рациональное применение лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных) и использование генетических данных и технологий.
Б.2.4 Приоритетное направление научно-технологического развития:
Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания.
Направления Конкурса проектов аспирантов:
• Высокопродуктивное и экологически чистое агро- и аквахозяйство.
• Системы рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных.
• Хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции.
• Безопасные и качественные продукты питания.
Б.2.5 Приоритетное направление научно-технологического развития:
Противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и экстремистской идеологии, деструктивному иностранному информационно-психологическому воздействию, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства, укрепление обороноспособности и национальной безопасности страны в условиях роста гибридных угроз.
Направления Конкурса проектов аспирантов:
• Противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и экстремистской идеологии, деструктивному иностранному информационно-психологическому воздействию, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства.
• Укрепление обороноспособности и национальной безопасности. Конструктивные схемы общественных и транспортных сооружений при террористических угрозах. Противопожарная безопасность.
Б.2.6 Приоритетное направление научно-технологического развития:
Повышение уровня связанности территорий Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.
Направления Конкурса проектов аспирантов:
• Интеллектуальные транспортные, энергетические и телекоммуникационные системы.
• Освоение и использование космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.
• Северный морской путь.
• Градостроительство и конструирование зданий и сооружений в Арктической зоне.
Б.2.7 Приоритетное направление научно-технологического развития:
Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений.
Направление Конкурса ВКР:
• Научные исследования, связанные с этическими аспектами научно-технического развития, изменения социальных, политических и экономических отношений.
Б.2.8 Приоритетное направление научно-технологического развития:
Объективную оценку выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат, повышение возможности качественной адаптации экосистем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям.
Направления Конкурса проектов аспирантов:
• Урбанистика, зеленое строительство, бережливое производство строительных материалов.
• Адаптация экосистем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям.
Б.2.9 Приоритетное направление научно-технологического развития:
Переход к развитию природоподобных технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный ресурсооборот.
Направление Конкурса ВКР:
• Развитие природоподобных технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный ресурсооборот.
Б.3 Конкурс проектов аспирантов проводится в три этапа: отборочный этап, полуфинал и финал.
Б.4 Отборочный этап Конкурса проектов аспирантов проводится в период с октября по декабрь.
Б.4.1 Для участия в отборочном этапе участники Конкурса проектов аспирантов должны пройти онлайн-регистрацию на Портале конкурса, разместив заявку с описанием идеи своего проекта.
Б.4.2 Заявка включает в себя:
• краткое описание идеи научной квалификационной работы/проекта с указанием цели работы и выполняемых задач (оформляется в свободной форме, не более 3 страниц формата А4);
• презентацию, оформленную по шаблону Конкурса;
• справку об обучении в образовательной (научной) организации, подтверждающую, что участник является аспирантом выпускного курса с указанием направления подготовки/специальности;
• письмо-приглашение организации/предприятия реального сектора экономики на прохождение акселерации проекта (при наличии);
• дополнительные материалы о работе участника Конкурса проектов аспирантов, иллюстрирующие степень проработки, востребованность у работодателя (на усмотрение участника Конкурса проектов аспирантов, не более 5 страниц формата А4);
• согласие на обработку персональных данных.
Б.4.3 Дирекция Конкурса в установленном порядке обеспечивает экспертную оценку присланных заявок с привлечением специалистов предприятий реального сектора экономики.
Б.4.4 По итогам экспертной оценки формируются ранжированные списки участников, на основе которых конкурсная комиссия определяет состав участников полуфинала Конкурса проектов аспирантов.
Б.5 Полуфинал Конкурса проектов аспирантов проводится в период с января по апрель (включительно).
Б.5.1 Приглашение для участия в полуфинале Конкурса проектов аспирантов направляется не позднее, чем за 7 дней до его начала.
Б.5.2 В полуфинале Конкурса проектов аспирантов проектов аспирантов участники проходят акселерацию и апробацию своих проектов
на высокотехнологичных/научных предприятиях под руководством отраслевых наставников.
Б.5.2.1 Не позднее, чем в течение 30 календарных дней после направления приглашения для участия в полуфинале Конкурса проектов аспирантов, участнику необходимо загрузить письмо-приглашение организации/предприятия реального сектора экономики на прохождение акселерации проекта.
Б.5.2.2 По итогам работы с наставниками участник Конкурса ВКР представляет в Дирекцию Конкурса отчет о проделанной работе по улучшению проекта с учетом рекомендаций работодателя, отзыв наставника от организации/предприятия реального сектора экономики, доработанный текст работы и доработанную презентацию.
Б.5.3 Представленные участниками материалы направляются в конкурсные комиссии для предварительного ознакомления.
Б.5.4 Материалы участников Конкурса проектов аспирантов оцениваются экспертными комиссиями в установленном порядке. По итогам оценки формируется ранжированный список участников Конкурса, определяется состав участников финала Конкурса проектов аспирантов.
Б.6 Финал Конкурса проектов аспирантов проводится в июне.
Б.6.1 Для участия в финале Конкурса проектов аспирантов рекомендованные по итогам полуфинала участники Конкурса должны предоставить текст и презентацию научной квалификационной работы, отзыв руководителя научной квалификационной работы, аннотацию научной квалификационной работы, список публикаций обучающегося по тематике работы, рецензию.
Б.6.2 Финал Конкурса проектов аспирантов осуществляется в форме защиты участниками проектов перед профильной экспертной комиссией. Защита является публичной.
Б.6.3 По итогам финала конкурсной комиссией формируется ранжированный список участников Конкурса проектов аспирантов, принимается решение о победителях и призерах.
Б.6.4 Решение о победителях и призерах объявляется на официальной церемонии награждения.
Приложение В — Система критериев для оценки заявок и работ участников Конкурса ВКР
В.1 Оценка работ участников Конкурса на отборочном этапе Конкурса ВКР:
Основные критерии: | Система оценивания: |
Соответствие тематики выпускной квалификационной работы приоритетным направлениям стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (отсекающий) |
Да/нет |
Наличие организации/предприятия реального сектора экономики, готового принять участника Конкурса ВКР на акселерацию в рамках преддипломной практики (отсекающий) |
Да/нет |
Актуальность тематики выпускной квалификационной работы |
1 – 10 |
Новизна планируемых результатов выпускной квалификационной работы |
1 – 10 |
Масштаб и практическая значимость планируемых результатов выпускной квалификационной работы |
1 – 10 |
В.2 Оценка работ участников Конкурса во время полуфинала Конкурса ВКР:
Основные критерии: | Система оценивания: |
Соответствие результатов выполненной работы заявленной теме |
1 – 10 |
Практическая значимость результатов работы |
1 – 10 |
Качество отчета участника Конкурса о проделанной работе по улучшению проекта с учетом рекомендаций работодателя |
1 – 10 |
Уровень готовности ВКР |
1 – 5 |
Оценка отраслевого наставника результатов работы/проекта участника Конкурса (макс. 30 баллов) | |
Качество выполненной работы |
1 – 10 |
Востребованность результатов работы в организации* |
1 – 10 |
Готовность трудоустроить / включить в кадровый резерв участника Конкурса* |
Нет – 0 Да – 10 |
Дополнительный критерий: | Система оценивания: |
Участие в акселерационных мероприятиях Конкурса, проводимых в рамках полуфинала Конкурса, прохождение оценки деловых и управленческих компетенций на платформе АНО «Россия – страна возможностей» |
1 – 5 |
* оценка может носить вероятностный характер.
В.3 Оценка работ участников Конкурса во время финала Конкурса ВКР:
Основные критерии: | Система оценивания: |
Актуальность тематики выпускной квалификационной работы |
1 – 10 |
Новизна полученных результатов выпускной квалификационной работы |
1 – 10 |
Масштаб и практическая значимость полученных результатов выпускной квалификационной работы |
1 – 15 |
Качество представления выпускной квалификационной работы, уровень компетентности участника Конкурса |
1 – 15 |
Наличие документа, подтверждающего востребованность полученных результатов работы отраслью/предприятием |
Нет – 0 Да – 10 |
Наличие достижений по тематике ВКР (патент, публикация в рецензируемых изданиях согласно утвержденному ВАК перечню рецензируемых научных изданий https://vak.minobrnauki.gov.ru/documents#tab=_tab:editions~, иное) |
Приложение Г — Система критериев для оценки заявок и работ участников Конкурса проектов аспирантов
Г.1 Оценка работ участников Конкурса на отборочном этапе Конкурса проектов аспирантов:
Основные критерии: | Система оценивания: |
Соответствие тематики проекта приоритетным направлениям стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (отсекающий) |
Да/нет |
Наличие организации/предприятия реального сектора экономики, готового принять участника Конкурса проектов аспирантов на акселерацию (отсекающий) |
Да/нет |
Актуальность тематики проекта |
1 – 10 |
Новизна планируемых результатов проекта |
1 – 10 |
Масштаб и практическая значимость полученных результатов проекта |
1 – 10 |
Наличие патентов по теме работы, публикаций в рецензируемых изданиях согласно утвержденному ВАК перечню рецензируемых научных изданий https://vak.minobrnauki.gov.ru/documents#tab=_tab:editions~, иное |
1 балл |
Г.2 Оценка работ участников Конкурса во время полуфинала Конкурса проектов аспирантов:
Основные критерии: | Система оценивания: |
Соответствие результатов проекта заявленной теме |
1 – 10 |
Практическая значимость результатов проекта |
1 – 10 |
Качество отчета участника Конкурса проектов аспирантов о проделанной работе по улучшению проекта с учетом рекомендаций работодателя |
1 – 10 |
Уровень готовности проекта |
1 – 5 |
Оценка отраслевого наставника результатов работы/проекта участника Конкурса (макс. 30 баллов) | |
Качество выполненной работы |
1 – 10 |
Востребованность результатов проекта в организации* |
1 – 10 |
Готовность трудоустроить/включить в кадровый резерв участника Конкурса * |
Нет – 0 Да – 10 |
Дополнительный критерий: | Система оценивания: |
Участие в акселерационных мероприятиях Конкурса, проводимых в рамках полуфинала Конкурса, прохождение оценки деловых и управленческих компетенций на платформе АНО «Россия – страна возможностей» |
1 – 5 |
* оценка может носить вероятностный характер.
Г.3 Оценка работ участников Конкурса во время финала Конкурса проектов аспирантов:
Основные критерии: | Система оценивания: |
Актуальность тематики проекта |
1 – 10 |
Новизна полученных результатов |
1 – 10 |
Масштаб и практическая значимость полученных результатов |
1 – 15 |
Качество представления проекта, уровень компетентности участника Конкурса |
1 – 15 |
Наличие документа, подтверждающего востребованность полученных результатов проекта отраслью/предприятием |
Нет – 0 Да – 10 |
Наличие патентов по теме работы, публикаций в рецензируемых изданиях согласно утвержденному ВАК перечню рецензируемых научных изданий https://vak.minobrnauki.gov.ru/documents#tab=_tab:editions~, иное |
1 балл |