|
Направления конкурса |
Тематики |
1 |
Интеллектуальные транспортные и телекоммуникационные системы |
- Разработка автоматизированных систем прогнозирования и повышения осведомленности экипажа о развитии критических ситуаций в процессе выполнения полета
- Разработка комплекса программного обеспечения заменяющих бумажный документооборот при эксплуатации ВС
- Разработка принципов и технологий создания пространственной локализации звука, создающей для пилота трехмерную акустическую картину ситуации
- Развитие технологий создания нашлемных систем индикации
- Разработка технологий создания усовершенствованных средств управления, обладающих повышенными интеллектуальными способностями
- Разработка принципов формирования и отображения заданной траектории движения с позиции наблюдения пилота («дорога в небе»)
- Разработка принципов формирования и отображения синтезированной электронной карты
- Интегрированная логистическая поддержка и обеспечение послепродажного обслуживания ЛА
- Формирование, оптимизация и развитие системы послепродажного обслуживания самолетов и информационного управления процессами технической эксплуатации
- Проведение исследований и разработок в области системы управления ВкЛА с использованием индивидуально управляемых лопастей несущего вина (винтов) взамен автомата перекоса
- Технологии создания системы индивидуального управления лопастями НВГ (несущего винта) КСУ (комплексной системы управления) скоростных ВкЛА
- Разработка и внедрение технологий создания авиационных высокоточных скоростных электромеханических приводов повышенной надёжности для систем управления вертолетов нового поколения
- Совершенствование системы автоматического управления двигателем (повышение надежности и безотказности)
- Разработка новых систем связи с увеличенной пропускной способностью
- Разработка бортовых усилителей сигнала (репитеров)
- Создание имитационных моделей сигналов инерциальных датчиков и бортовых навигационных алгоритмов
- Разработка дискретной обратной связи с микропроцессорным адаптивным управлением
- Создание фазированных антенных решеток, реализующих излучение и прием сигналов на двух ортогональных поляризациях
- Разработка цифровых средств связи и передачи данных с открытой архитектурой с целью динамического наращивания их возможностей
- Реализация полностью программного широкодиапазонного широкополосного цифрового радио с архитектурой ISR (Ideal Software Radio)
- Улучшение качества многопользовательского доступа, в том числе в ячеистых радиосетях с динамической топологией
- Реализация технологий когнитивного радио в части управления распределением спектра и кооперативной сетевой работы
- Исследования по разработке высокоэффективного протокола передачи данных с когнитивной и многокритериальной глубокой адаптацией для одновременной передачи данных и речи в условиях априорно неопределенной электромагнитной обстановки
- Разработка алгоритмов и критериев оптимизации, математическое и машинное моделирование характеристик ФАР с учетом площади, выделяемой под антенное поле приемного радиоцентра
- Разработка нового математического аппарата для быстрой сшивки изображений в цилиндрическую панораму
|
2 |
Конструктивные схемы общественных и транспортных сооружений при террористических угрозах, противопожарная безопасность |
- Создание нового поколения КБО, обладающего способностью автоматического диагностирования своего технического состояния и ЛА в целом
- Разработка покрытий с высокой степенью адгезии и вибростойкости (типа ВОЗ-9Х) для защиты конструкции самолета от воздействия высоких температур при пожаре (t=1100+/-80°)
- Создание экологически чистого состава для пожаротушения в отсеках СУ, ВСУ и БГО (багажно-грузовой отсек)
- Разработка принципов и технологий создания системы тактильной сигнализации
|
3 |
Машинное обучение и искусственный интеллект |
- Разработка автоматических систем управления с алгоритмами принятия решений, не требующими участия экипажа
- Разработка методов и технологий прототипирования и создания систем бортового искусственного интеллекта для обеспечения безопасности ЛА в сложных и неизвестных условиях применения
- Разработка методов интеллектуализации систем информационной поддержки экипажа
- Внедрение искусственного интеллекта в САПР перспективных ЛА
- Разработка технологии создания вертолетных комбинированных систем технического зрения, алгоритмов их комплексирования и синтезирования изображения (на базе методологии искусственного интеллекта)
- Разработка стереоскопических методов корреляции изображений, методов корреляции характерных черт изображения, систем с искусственным интеллектом на базе нейроподобных сетей
- Решение задачи автоматического взлета и посадки с использованием НС (нейроподобных сетей) в формировании сигналов управления ЛА
- Использование НС для решения задачи моделирования и планирования групповых полетов сучетом обхода и облета препятствий при выполнении маловысотного полета
- Использование НС в контуре управления ЛА при выполнении различных этапов полета
- Применение НС в задачах диагностики бортовых систем и предупреждения аварийных ситуаций ЛА при отказах бортовых систем
- Технологии устойчивого обучения глубоких нейроподобных сетей в условиях неполных и неточных обучающих данных
- Применение алгоритмов искусственного интеллекта и машинного обучения в ЦОС, алгоритмах управления передачей данных на канальном и сетевом уровнях в системах когнитивного радио и самоорганизующихся МЕЗН-сетях с многокритериальной абонентской адаптацией, при реализации интеллектуальных человеко-машинных интерфейсов с голосовым управлением и предсказанием действий оператора для повышения скорости и безошибочности действий
- Обучение систем автоматического анализа изображений и параметрической адаптации к сезонно-суточным и спектральным особенностям местности
|
4 |
Модульное строительство, индустриальное строительство, роботизация на строительных площадках. Аддитивные технологии |
- Создание энергоэффективных, ресурсосберегающих и аддитивных технологий получения деталей, полуфабрикатов и конструкций (получение сверхчистых по примесям и керамическим включениям порошков на основе нового поколения алюминиевых, титановых, интерметаллидных, ниобиевых и никелевых сплавов, получения би- и полиметаллических естественноармированных металлических материалов методом прямого лазерного синтеза из металлических порошков)
|
5 |
Новые источники, способы транспортировки и хранения энергии |
- Разработка электрического турбовинтового двигателя мощностью 1000 л.с., массой не более 400кг
- Совершенствование газогенератора ТРДД (КВД, камеры сгорания и турбины для повышения топливной эффективности, снижения эмиссии и шума)
- Разработка линейки перспективных электродвигателей мощностью 25-75 кВт; 125-300 кВт, 400-650кВт, в т.ч. вентильных двигателей
- Разработка методов повышения характеристик газотурбинных двигателей на основе моделирования процессов гидрогазодинамики, механики деформируемых тел, динамики сложных систем и т.д.
- Разработка методов и технологий применения эффекта сверхпроводимости в перспективных двигателя
- Разработка аккумуляторов, обладающих низкими весовыми и увеличенными емкостными и мощностными характеристиками
- Технологии систем электроснабжения ВкЛА большой мощности на основе технологии производства высокоэнергичных химических источников электрического тока (АКБ) с анодом из наноструктурированного титаната лития в составе гибридной силовой установки
- Совершенствование характеристик, снижение массы и затрат на изготовление перспективного компрессора высокого давления двигателя
- Совершенствование высокотемпературной турбины высокого давления ГТД (газотурбинного двигателя) в части снижения массы, повышения ресурса и повышения параметров термодинамического цикла (КПД и др.)
- Совершенствование форсажной камеры ГТД (снижение массы, повышение ресурса, улучшение спецхарактеристик)
|
6 |
Новые материалы и способы конструирования |
- Использование перспективных акустических покрытий для снижения шума маршевого двигателя
- Разработка методов обработки перспективных материалов для авиационного двигателестроения
- Разработка методов и технологий создания новых конструкционных материалов с заданными свойствами
- Разработка комплексной системы диагностики силовых элементов планера из ПКМ на основе внедрения в конструкцию БРЭ-решеток
- Разработка комплексной системы диагностики силовых элементов планера из ПКМ на основе внедрения в конструкцию решеток Брегга
- Поиск материалов и технических решений по созданию нанопокрытий, способствующих повышению противообледенительных свойств датчиков, что обеспечит снижение электрической мощности обогрева не менее чем на 50 %
- Повышение стойкости элементов конструкции планера, его деталей, узлов и агрегатов к коррозии, старению и биоповреждениям
- Разработка износостойких, эрозийнностойких покрытий (эмали) для защиты элементов планера, механизации ВС, в т.ч. радиопрозрачных
- Разработка защитного покрытия крепежа из конструкционных и нержавеющих сталей на основе AI порошка
- Разработка современных антифрикционных материалов
- Разработка влагостойкого связующего для изготовления ПКМ (полимерных композиционных материалов} на основе стеклоуглепластиков
- Разработка однокомпонентного топливостойкого герметика быстрой вулканизации
- Разработка отечественных материалов для изготовления пластиковых и металлических деталей методом 3d-печати на оборудовании российского производства
- Разработка отечественных абразивных обрабатывающих частиц правильной геометрической и неправильной произвольной формы
- Разработка отечественных отделочных материалов, тканей для надувных аварийных трапов и плотов
- Разработка наборных огненепроницаемых уплотнений на основе кремнийорганических соединений
- Создание кристаллических материалов и материалов со специальными свойствами, включая новые высокопрочные, сверхлегкие, ультратвёрдые и жаропрочные материалы
- Создание упрочняющих, защитных и теплозащитных покрытий, наноструктурированных металлических материалов с повышенными конструкционными и функциональными свойствами
- Создание композиционных и керамических материалов нового поколения, способных «залечивать» дефекты на нано- и мезоуровнях
- Создание коррозионностойких материалов и покрытий для экстремальных условий эксплуатации
- Создание металломатричных композиционных материалов на основе легких сплавов с пониженной плотностью, повышенной удельной прочностью и повышенной рабочей температурой
- Разработка и сертификация новых полимерных материалов (пластиков, термопластов, пластмасс) для изготовления планера ЛА (например, для изготовления крышек технических лючков, лазов) в том числе масло-, бензо-, в том числе термостойких, высокодеформативных с повышенной стойкостью к ударным нагрузкам, обладающих функциями самозалечивания, механохромными свойствами и модифицированными наночастицами
- Создание новых полимерных основ и связующих для композиционных материалов, в том числе термостойких, высокодеформативных с повышенной стойкостью кударным нагрузкам, обладающих функциями самозалечивания, механохромными свойствами и модифицированными наночастицами
- Создание высокопрочных и высокомодульных конструкционных и функциональных композитов, в том числе гибридного типа на основе различных текстурных и мультиаксиальных текстильных форм с высокими физико-механическими характеристиками, сопротивлением к статическим, повторно-статическим, динамическим нагрузкам, климатическим воздействиям и биоповреждению
- Создание аморфных материалов и покрытий, в том числе наноструктурированных, включая: метаматериалы, составы для защиты от электромагнитных излучений, ударных, вибрационных, тепловых, акустических и электрических воздействий, снижения заметности в оптическом и радиодиапазонах, многофункциональные клеящие, эластомерные, уплотнительные и лакокрасочные системы, материалы остекления
- Создание сверхвысокотемпературных конструкционных и функциональных керамических, керамоподобных и теплозащитных материалов, технологии их синтеза и переработки в изделия
- Разработка принципиально новых технологий производства материалов
- Разработка комплексных систем антикоррозионной защиты, многослойных износо-, эрозионно- и коррозионностойких, упрочняющих и теплозащитных покрытий, включая лакокрасочные, тканепленочные материалы и покрытия на полимерной основе, экологически безопасные, плазменные электролитические покрытия, шликерные, газодинамические, комбинированные и адаптивные системы, а также оборудование для их формирования
- Разработка технологий атомно-молекулярного конструирования и самоорганизации на атомном уровне
- Разработка специальных (супергидрофобных) покрытий или противообледенительных составов внешней поверхности самолётов, препятствующих образованию ледяных наростов
- Разработка новых оптических материалов с повышенными оптическими характеристиками
- Разработка конструкций механических деталей с использованием композитных материалов (углепластики, полимеры)
- Разработка бескаркасных обтекателей
- Повышение области прозрачности материалов для создания мультиспектральных устройств нового поколения (новые материалы на основе алмаза и алмазоподобных материалов, повышение степени чистоты известных материалов, получение оптических материалов с малыми показателями поглощения, отражения и рассеяния, атермальных стекол и т.д.)
|
7 |
Освоение арктических территорий (работа материалов и конструкций в отрицательных температурах) |
- Повышение климатической стойкости ВС с учетом эксплуатации в условиях различного климата (тропического, арктического)
- Разработка противообледенительных систем и систем кондиционирования с пониженным энергопотреблением
- Совершенствование состава специального противобледенительного покрытия ЛА
|
8 |
Освоение и использование космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики. Северный морской путь |
- Применение адаптивной механизации крыла для увеличения несущих и свойств повышения аэродинамического качества на различных режимах полёта
- Учёт упругих деформаций конструкции на крейсерских и взлётно-посадочных режимах при проектировании ВС в целях оптимизации конструкции и улучшения аэродинамических характеристик ВС
- Разработка аэродинамической компоновки крыла перспективного гражданского самолета
- Развитие и совершенствование технологии полностью трехмерной численной оптимизации аэродинамической компоновки воздушных судов
- Использование и вихрегенераторов и микровихрегенераторов для совершенствования местной аэродинамики
- Разработка технологий по совершенствованию аэродинамики планера и силовой установки
- Разработка аппаратуры для автоматического определения в полёте основных воздушно скоростных параметров на основе новых физических принципов (отличных от пневмометрических)
- Разработка системы динамического осушения воздуха фюзеляжа ЛА и защиты комплексов радиоэлектронного оборудования от неблагоприятного воздействия влажности воздуха
- Разработка методов и алгоритмов автоматического определения в полёте размеров водяных капель и кристаллов льда в облаках
- Разработка отечественных образцов гидрожидкости с эксплуатационными характеристиками аналогичными Skydroll LD-4 или лучше
- Разработка интеллектуальных полупроводниковых датчиков давления высокой точности и надёжности в расширенном диапазоне температуры для систем управления и диагностики авиационных двигателей и инерциально-аэрометрических систем
- Методология проектирования тензопреобразователей физико-механических величин с гетероструктурой КНИ (кремний на изоляторе) для создания интеллектуальных датчиков давления с высокой точностью и надежностью для авиационной и ракетно-космической техники
- Расширение возможностей ИМА-авионики путем адаптации существующих программных и аппаратных продуктов, созданных для широкого использования: внедрение многоядерных процессоров, максимальное использование возможностей существующих традиционных межмашинных каналов связи (Fibre Channel, AFDX) и т.д.
- Интеграция концепций ИМА (интегрированная модульная авионика) и АНБО (авионика необслуживаемого бортового оборудования) для создания пространственно обособленных и информационно интегрированных комплексов бортового оборудования с управляемой избыточностью
- Повышение достоверности воспроизводимых перегрузок на комплексных полномасштабных тренажерах ВС транспортной категории
- Разработка методов и технологий для моделирования лётных испытаний и эксплуатации ЛА, авиационных происшествий и инцидентов, деятельности лётчика, процессов обучения
- Разработка и внедрение систем мониторинга ресурса конструкций и агрегатов летательных аппаратов
- Разработка методики оценки потерь тяги на обтекании хвостовых частей ЛА (внешних поверхностей реактивных сопел в компоновке хвостовых частей ЛА) с помощью САВ программных комплексов (Ansys, Fluent, STAR CCM+, «Логос»)
- Конструктивно-технологические методы обеспечения металлизации и снятия статического электричества с элементов конструкции ЛА
- Разработка облегченного композитного хомута для невысоконагруженных участков трубопроводов системы кондиционирования воздуха ЛА
- Промышленная технология адаптации воздушного старта, дозаправки и посадки БПЛА с борта транспортного самолёта
- Разработка технологии создания вариативной электромеханической трансмиссии перспективных ВкЛА
- Разработка и внедрение технологий создания комплексов и систем общевертолётного оборудования с открытой архитектурой
- Технологии создания электромеханической трансмиссии перспективных ВкЛА (винтокрылых ЛА) на базе технологии обратимых электрических машин с высокими удельными характеристиками
- Исследования и разработки в области создания «электрического» ВкЛА
- Снижение эмиссии (NOх, дым и др.), снижение потерь, повышение высотности запуска, увеличение ресурса перспективной высокотемпературной основной камеры сгорания двигателя
- Совершенствование корпусов, уплотнений и опор ГТД в части снижения массы и повышения ресурса
|
9 |
Передовые цифровые, интеллектуальные производственные технологии |
- Разработка неметаллических электроемкостных датчиков, оптоволоконных пар для топливоизмерительных и топливных систем
- Разработка систем коррекции управляющих действий экипажа на этапах взлета и посадки
- Разработка требований к комплексу БРЭО с учетом реализации концепции 4D навигации
- Совершенствование технологий бесплатформенных инерциальных навигационных систем
- Разработка интегрированной системы определения воздушных параметров и их критических значений на основе использования многофункциональных, всеракурсных приемников воздушных давлений и прецизионных интеллектуальных датчиков давления
- Создание нового поколения измерительных интегральных тензопреобразователей без p-n переходов с высокой радиационной стойкостью и диапазоном измерения 213-573K
- Создание перспективных методов управления ГТД, осуществляющих адаптацию управления силовой установкой к условиям эксплуатации.
- Интеграция управления рабочим процессом в двигателе и режимов полета, компенсация отказов в двигателе и САУ
- Разработка технологий прогнозирования свойств, моделирования и реализации современных процессов конструирования и производства изделий из неметаллических и композиционных материалов с использованием цифровых методов, совместимых с CAD/CAM/CAE и PLM системами
- Проведение междисциплинарных исследований в области новых материалов, нано- и IT-технологий и т.д.
- Разработка методов прогнозирования процессов разработки, производства, испытаний и эксплуатации КБО, выявления точек передачи управления по этапам ЖЦ
- Разработка теории, численных методов, алгоритмов и структуры данных для создания математических моделей с целью моделирования системы «лётчик-ЛА-эксплуатационная среда». Верификация и валидация математических моделей
- Разработка инновационных систем подвижности для комплексных полномасштабных тренажеров, обеспечивающих высокую степень достоверности воспроизведения линейных и угловых ускорений во всем 0УЭ (ожидаемым условиям эксплуатации)
- Разработка систем диагностирования повреждений конструкций из композиционных материалов
- Разработка ускоренных методов неразрушающего контроля конструкций из композиционных материалов
- Разработка принципов и технологий создания виртуальной приборной доски
- Разработка сферического подшипника для равномерного вращения звеньев механизации закрылков ЛА друг относительно друга
- Разработка экономичных средств локального управления потоком, обтекающим внешние поверхности ЛА
- Разработка демонстратора электромеханической трансмиссии перспективных ВкЛА на основе криогенной технологии высокотемпературной сверхпроводимости
- Снижение шума и массы, повышение эксплуатационной технологичности перспективного вентиляторам двигателя
- Разработка реактивного сопла с управляемым вектором и реверсом тяги с использованием композиционных материалов
- Сжатие видеоинформации и ее восстановление
- Разработка технологии производства корпусных деталей БИНС (бесплатформерной инерциальной навигационной системы) из композиционных материалов с высокими теплоотводящими и экранирующими свойствами
- Применение микропроцессоров в контурах управления по алгоритмам адаптации к изменяющимся условиям эксплуатации
- Уменьшение нестабильности температурной зависимости нулевого сигнала преобразователя сигнала акселерометра до заданных величин
- Совершенствование алгоритмов начальной выставки, автономной навигации и комплексной обработки информации БИНС и внешних корректирующих источников
- Развитие методов автокалибровки БИНС без снятия с борта
- Разработка конструктивного облика БИНС, обеспечивающего требуемые характеристики по стабильности размеров, массе, эффективности отвода тепла
- Разработка технологического процесса получения подложек зеркал лазерного гироскопа с заданной шероховатастью (СКО) и требуемыми параметрами формы и нанорельефа
- Разработка технологического процесса и оборудования для юстировки кольцевого резонатора лазерного гироскопа, учитывающего параметры зеркал и исключающего влияние «человеческого фактора»
- Разработка микропроцессорных адаптивных систем управления сервисной электроники лазерного гироскопа, обеспечивающих минимизацию погрешностей и предварительную обработку выходной информации
- Разработка технологического процесса формообразования чувствительного элемента (маятник с подвесом), обеспечивающего минимизацию возмущающих моментов и их стабильность во времени, включая необходимую технологическую оснастку и оборудование
- Разработка устройств формирования и обработки шумоподобных сигналов в режиме квазинепрерывного излучения и приема
- Разработка алгоритмов поляризационной селекции целей на фоне земной поверхности
- Использовании квантовых сенсоров в криптографии
- Построение псевдослучайных последовательностей с использованием квантовых сенсоров
- Разработка и использование биосенсоров для локальной аутентификации клиентов
- Разработка высокоточных атомных часов для использования в качестве серверов времени
- Разработка алгоритмов децентрализации в защищенных компьютерных сетях
- Разработка отказоустойчивого программного обеспечения с применением современных методов тестирования ПО
- Исследование способов построения помехозащищенных радиолиний в УКВ диапазоне с разнесенным приемом
- Разработка базовой технологии построения системы управления сетевым оборудованием на основе принципа программно-определяемых сетей (SDN)
- Технологии создания одноканальных драйверов верхних и нижних ключей МОП транзисторов
- Разработка математического аппарата для формирования компьютерно-синтезированных голограмм в реальном времени
- Исследования в области создания новых принципов и оптических схем на основе использования дифракционной, интерференционной и поляризационной техники
- Исследования в области создания новых высокоскоростных и высокочувствительных
- матричных приемников, работающих от ультрафиолетового до дальнего инфракрасного диапазона спектра
- Исследования возможностей микротюаризации оптико-электронных приборов на основе применения фотонных кристаллов и фотонных компонентов на основе нанорезонаторов
- Разработка теории, методов и алгоритмов компенсации оптический свойств среды, в том числе и оптических элементов, и адаптации к условиям их применения
- Разработка эффективных твердотельных лазеров для перспективных дальномеров и целеуказателей
- Разработка мощных лазерных диодных решеток для накачки твердотельных лазеров
- Разработка специальных лазерных активных элементов, лазерных затворов и оптических покрытий с повышенными эксплуатационными характеристиками
- Разработка принципов сверхскоростной параллельной обработки цифровых сигналов большой разрядности и создание прототипов вычислительных оптоэлектронных устройств
|
10 |
Экологически чистая и ресурсосберегающая энергетика |
- Развитие концепции применения гибридной или полностью электрической силовой установки
- Замена газотурбинных МСУ (маршевых силовых установок) и ВСУ (вспомогательных силовых установок) на электрические МСУ и ВСУ с модулем генерирования электрической энергии на топливных элементах, работающих на керосине, метаноле или этаноле
- Разработка методов и технологий применения альтернативных источников энергии
|
11 |
Системы обработки больших объемов данных |
- Совершенствование методов математического — моделирования — процессов гидрогазодинамики, механики деформируемых тел, динамики сложных систем и т.д.
- Разработка и использование новых нейросетевых алгоритмов, разработка баз данных эталонных изображений на заданных дистанциях для решения задачи распознавания объектов
- Разработка комплексных алгоритмов вскрытия криптографических протоколов
- Разработка параллельных и конвейерных алгоритмов для решения задач криптографии
- Исследование и разработка алгоритмов постквантовой криптографии
- Разработка методов совместного использования информации о распознаваемом объекте от совокупности средств наблюдения с разными диапазонами наблюдения
- Исследования в области оптимальной и скоростной обработки изображений и возможностей применения автоматического анализа оптических изображений
- Разработка методов, алгоритмов и аппаратной среды объединения вычислительных систем обработки оптических изображений (многоспектральных) для подготовки и принятия решения совместно с оператором
- Разработка и построение специализированного языка (операционной системы) обеспечивающей взаимодействие оператора и автомата обработки и автоматического анализа изображений
|