- 1. Лариса Альбертовна, Вы не первый год являетесь экспертом Всероссийского инженерного конкурса. Скажите, пожалуйста, что лично для Вас значит ВИК? Что заставляет возвращаться к нам из сезона в сезон?
-
Меня пригласили войти в состав экспертов ВИК в 2021 году. Сама я по образованию инженер и всегда с глубоким уважением относилась к людям инженерной профессии. То, что в нашей стране проводится конкурс, где у молодежи появилась возможность раскрыть свой творческий потенциал, представить свои креативные идеи и нестандартные инженерные решения, позволяет с перспективой взглянуть на дальнейшее развитие инженерной деятельности и профессии инженера в России.
Кроме того, Конкурс — это еще и отличная площадка для взаимодействия конкурсантов с будущими работодателями.
С огромным удовольствием принимаю участие в качестве эксперта и считаю, что Всероссийский инженерный конкурс должен стать одним из самых популярных среди студентов и аспирантов инженерных специальностей.
- 2. Вы проводите экспертную оценку работ по ряду определенных направлений. Какие тенденции в работах вы заметили? Может есть наиболее часто встречающиеся темы?
-
Во-первых, я бы отметила достаточно высокий уровень проработки некоторых проектов, связанных с проектированием зданий и сооружений. Особенно часто при экспертизе проектов встречаются работы с применением информационного моделирования зданий, есть работы с креативными архитектурными решениями, что приятно радует. Также надо отметить и проекты с нестандартными подходами в области энергосберегающих технологий.
- 3. Есть ли у Вас работа с Конкурса, которую Вы проверяли, и она Вам особенно запомнилась?
-
Одну работу выделить было бы неправильно. Ведь таких работ было немало. Но, конечно, для меня, как и для моих коллег — экспертов Конкурса —наиболее интересны работы, где разработаны совершенно новые идеи, новые решения, новые технологии, материалы, все то, что может способствовать дальнейшему развитию отрасли.
- 4. Помните ли Вы свою дипломную работу? О чем она была? Какие трудности возникали при ее написании? Помогли ли потом знания, полученные в процессе ее написания, в дальнейшей работе?
-
Конечно помню. Называлась она — «Подземный комплекс ГЭС Тери на реке Бхагирати в Индии». Защитилась на «отлично», несмотря на то что защита состоялась 13 июня. До сих пор помню, люблю всех своих преподавателей и горжусь тем, что училась у них в одном из самых лучших строительных вузов нашей страны. Наши педагоги готовили нас как специалистов, обладающих знаниями и навыками в области проектирования и строительства зданий и сооружений, учили нас экономике, грамотному планированию и управлению строительным производством. А еще — деловой этике, это тоже важно. Учиться было очень интересно. Безусловно, все, чему нас учили, очень пригодилось не только в моей работе, но и в жизни.
- 5. Теперь немного поговорим про жилищно-коммунальное хозяйство —отрасль, в которой Вы являетесь специалистом. Много ли решений в области инноваций в ЖКХ отправляют на Конкурс? Какие это решения?
-
К сожалению, не так много работ мне удалось увидеть в процессе экспертизы проектов в сфере ЖКХ.
Для возведения здания в среднем необходимо два-три года, а дальше — десятилетиями важно заниматься его грамотной эксплуатацией, ведь от этого зависит наше с вами комфортное проживание и безопасность. Соответственно, хотелось бы максимально долго жить в доме без проблем. Это возможно при правильной эксплуатации дома инженерными службами управляющих компаний. Именно эти специалисты в области эксплуатации зданий на сегодня крайне востребованы.
Хотелось бы видеть больше конкурсных работ с новыми идеями по внедрению цифровых технологий в сфере ЖКХ. Прежде всего, интересные цифровые решения по автоматизации процессов круглосуточного мониторинга технического состояния конструктивных элементов и всех инженерных систем дома, позволяющие минимизировать количество аварий, а по-хорошему, их своевременно предотвращать. Также хотелось бы видеть проекты по цифровизации внутренних процессов управляющих компаний для повышения скорости и эффективности их работы, качества предоставляемых услуг, взаимодействия с жителями домов.
- 6. А в сфере экологии?
-
Тоже не очень много работ. Мне на экспертизу попало несколько проектов конкурсантов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
А ведь важными целями национального проекта «Экология» являются комфортная и безопасная среда для жизни; снижение выбросов загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека; создание устойчивой системы обращения с ТКО. И по каждому направлению крайне интересны были бы и новые идеи, и новые решения, и изобретения.
На мой взгляд, крайне важно темы ВКР связывать с решением актуальных практических задач национального проекта. Надеюсь, что в перспективе мы увидим новые решения в части контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух на промышленных предприятиях, в области разработки новых технологий и оборудования, а еще интересные креативные идеи молодежи по созданию комфортной и безопасной среды для жизни.
Безусловно важны проекты и по формированию основ экологической культуры и экологического мышления.
- 7. Как Вы считаете, каких начинающих специалистов ждут на предприятиях? Какими знаниями и навыками должен обладать выпускник?
-
Любой работодатель, конечно, ищет сотрудников, которые обладали бы прежде всего профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения конкретных задач предприятия. Но есть и качества, которые не менее важны. Это и желание работать именно на этом предприятии, постоянно учиться новому и развиваться в своей профессии, творчески мыслить, быть инициативным, коммуникабельным, быть «на ты» с современными технологиями. Те ребята, которые приходят после института с хорошим «багажом» знаний и с таким настроем на работу, точно заинтересуют работодателей.
Но и перед работодателем стоит немаловажная задача: помочь максимально быстро адаптироваться молодому специалисту к новым условиям работы на предприятии и, главное, сделать все, чтобы молодой специалист не разочаровался в выбранной профессии, быстро «влился» в коллектив и развивался.
- 8. Какие бы Вы дали советы студентам выпускных курсов, которые сейчас пишут выпускные работы параллельно проходят практику на предприятиях?
-
На практике важно не только получить новые знания и какой-то опыт применения их на предприятии, но и постараться максимально погрузиться в рабочий процесс.
Порекомендовала бы проявлять больше интереса к производственным процессам, не стесняться задавать вопросы, выполнять задания, а еще исследовать, думать, творчески подходить к процессу поиска решений поставленных задач. Чем больше знаний и опыта в решении задач получит студент на практике, тем легче ему будет писать и защищать ВКР, а затем и работать на предприятии.
И еще — обязательно рекомендовала бы изучить цели и задачи национальных проектов, действующее законодательство по своему будущему направлению деятельности, а также постоянно следить за новостями, новейшими технологиями, материалами в своей отрасли.
В завершении хотелось бы выразить слова признательности и благодарности Министерству науки и высшего образования Российской Федерации — за организацию и поддержку Всероссийского инженерного конкурса, Национальному исследовательскому университету «МИФИ», оргкомитету — за огромную работу по развитию Конкурса, а также всем экспертам, кураторам и участникам Конкурса.
Верю, что совместными усилиями мы обязательно добьемся поставленной цели — «развития кадрового потенциала высокотехнологичных отраслей, привлечение молодежи к решению перспективных производственных, технических, экономических задач, имеющих стратегическое значение для развития промышленности России; повышения качества инженерного образования посредством формирования инструментов взаимодействия инженерных образовательных организаций и высокотехнологичных предприятий реальных секторов экономики!»
Участникам Инженерного конкурса желаю не бояться экспериментировать, максимально раскрыть свои таланты, получить много положительных эмоций и впечатлений. И пусть победа станет заслуженной наградой за старания!
Удачи!
Прямая речь эксперта
Лапина Лариса Альбертовна
Руководитель Центра технологических компетенций Проектного офиса федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология"
Интервью с экспертом Л.А. Лапиной в рамках проведения полуфинала ВИК 22/23
Руководитель Центра технологических компетенций Проектного офиса федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология"