<--text id="text" x="126" y="125"> Всеросийский <--text id="text" x="90" y="155"> Инженерный <--text id="text" x="126" y="185"> Конкурс

Итоги заседания Клуба ректоров

22 марта 2023

В НИЯУ МИФИ состоялось заседание Клуба ректоров инженерных вузов, темой которого стала гуманитарная подготовка инженеров

 

20 марта в рамках Всероссийского инженерного конкурса в НИЯУ МИФИ состоялось заседание Клуба ректоров инженерных вузов – участников проекта «ДНК России». Тема заседания – «Гуманитарная подготовка инженеров: мода или необходимость» – вызвала бурное обсуждение.

Как укрепить технологический суверенитет нашей страны? Каким должно быть современное инженерное образование? Зачем молодым инженерам такие науки как история, философия, психология, социология? Помогают ли социально-гуманитарные дисциплины формированию целостного мировоззрения? Какие барьеры лежат на пути реализации образовательных программ гуманитарного профиля в инженерных вузах? Участники мартовского заседания Клуба ректоров инженерных вузов подробно остановились на этих и других вопросах, поделились своими идеями и рассказали о лучших практиках, которые применяются сегодня в университетах.

Началось обсуждение с приятного и значимого события заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Александр Ведехин поблагодарил руководство НИЯУ МИФИ за содействие в организации Всероссийского инженерного конкурса (ВИК) и вручил благодарственное письмо проректору университета Елене Весне.

«Конкурс ВИК растет, развивается, становится интереснее как для студентов, так и для индустриальных партнеров вузов. В этом году собрано больше 6 000 заявок на участие. И мы рады, что нашим надежным партнером является МИФИ. Благодарственное письмо за содействие в решении государственных задач, возложенных на Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, – признание большого вклада университета в это важное дело», – сказал Александр Ведехин.

И, переходя к теме дискуссии, добавил, что будущие инженеры, без сомнения, нуждаются в гуманитарных знаниях, главное – сделать изучение гуманитарных наук интересным и модным.

Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко отметил, что в университете очень серьезно относятся и к федеральному проекту «Передовые инженерные школы», и к Всероссийскому инженерному конкурсу, работу над которыми вузу поручило Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

По словам Владимира Шевченко, настоящий инженер учится всю жизнь, а построение социально-гуманитарного трека образования в инженерных вузах будет способствовать формированию правильной системы ценностей и повышению общего культурного уровня выпускников, а также поможет молодым инженерам лучше ориентироваться в трендах современного промышленного дизайна.

«Информационный океан, в котором живут сегодня молодые люди, приводит к интеллектуальному ожирению, когда становится сложно воспринимать длинные и глубокие тексты, серьезные мысли. Изучение социальных и гуманитарных наук предполагает необходимость читать, рассуждать, развиваться, поэтому оно необходимо», – считает ректор НИЯУ МИФИ.

Директор Департамента по взаимодействию с регионами Госкорпорации «Росатом», руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин добавил, что наличие широких гуманитарных знаний позволит будущим инженерам лучше понимать процессы, происходящие в современном мире, принимать правильные решения, совершать прорывные открытия, не только использовать новые технологии, но и самим создавать их.

«Задача формирования инженерных кадров не противоречит задаче дать студентам гуманитарные знания. Сегодня человечество столкнулось с целым рядом вызовов, которые сопряжены с новыми техническими и технологическими достижениями. Понятие «третье полушарие головного мозга», выраженное в гаджетах, доступе к соцсетям, стало метафорой для многих экспертов, подтверждением того, что в мире сейчас меняется все.  В этом новом мире предстоит сформулировать большое количество новых решений, что без высокой технической подготовки и понимания процессов, относящихся к когнитивной и социальной области, невозможно. Для любой созидательной деятельности необходимо целеполагание, вынесенное за скобки личных интересов и приоритетов. Технологического лидерства не достигнуть без подготовки людей, способных создавать новые технологии. Такая подготовка невозможна без междисциплинарных, гуманитарных знаний. Сочетание гуманитарных и технических наук дает навык концептуализации решений», – считает Андрей Полосин.

Сегодня, по мнению большинства участников заседания, одна из важнейших задач – усилить русскую инженерную школу, восстановить престижность инженерных специальностей. При чем здесь история и философия?

И.о. научного руководителя института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук по направлению «История науки и образования» НИЯУ МИФИ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН Павел Уваров уверен, что изучать и философию, и историю будущим инженерам нужно обязательно.

«Мировоззренческие дисциплины иногда кажутся неважными, опускаются за ненадобностью. Это беда России. Например, философия исчезла из российских вузов при министре просвещения Платоне Ширинском-Шихматове. Молодежь не знала современной философии, ее идеи доходили через третьи руки. И это были не основные направления философии того времени, а, в основном, марксизм, анархизм, ницшеанство. И техническая интеллигенция старалась претворять идеи этих учений в жизнь. Ни к чему хорошему это не привело», – рассказал Павел Уваров.

Какие цели должно преследовать гуманитарное образование при подготовке инженеров? Ректор Сибирского федерального университета Максим Румянцев отметил, что не стоит упускать из виду этику.

«Важно, что гуманитарные науки дают человеку понимание того, что наш мир очень сложен и очень хрупок. При создании новых технологий инженер входит в этическую плоскость. Необходимо, чтобы он осознавал ответственность за то, что он создает», – считает Максим Румянцев.  

Как сделать гуманитарную подготовку актуальной, интересной?

«Социально-гуманитарные науки должны заложить мировоззренческий базис. Мы в Томском политехе сейчас как раз пересобираем социо-гуманитарный курс. Основные дисциплины, которые подверглись переосмыслению, философия и история. Например, мы добавили большой блок, который касается истории инженерии. Потому что столкнулись с тем, что ребята, зная историю России, ничего не знают о великих российских инженерах, изобретателях. Методика преподавания тоже меняется», – поделился опытом ректор Томского политехнического университета Дмитрий Седнев.        

Ректор Тюменского государственного университета Иван Романчук заострил внимание на такой серьезной проблеме как нехватка кадров. По его мнению, только заинтересованный, увлеченный педагог способен увлечь и заинтересовать своим предметом студентов, научить их критическому мышлению.

С этим мнением согласилась Юлия Соколова, заведующая кафедрой философии, политологии и социологии МЭИ.

«Увлеченные преподаватели всегда привлекают студентов, собирают полные аудитории. Инженер сегодня – это очень могущественней человек. Особенно, когда мы говорим о биотехнологиях, конструировании среды. Перед инженерами открываются совершенно новые горизонты. Поэтому так важны этические и онтологические вопросы, ответы на которые может дать философия», – считает Юлия Соколова.

У Гузалии Фазылзяновой, проректора Национального исследовательского Московского государственного строительного университета, свой взгляд на проблему, она считает, что в первую очередь необходимо развивать в студентах стремление к творчеству.

«Креативному городу нужны креативные строители. Креативный строитель должен обладать методологией дизайн-мышления, проектирования креативного пространства. Необходимо и понимание того, что такое техническая эстетика, зачем человеку нужны те или иные технологии, что даст их внедрение», – уверена Гузалия Фазылзянова.

Проректор по образованию Национального исследовательского технологического университета МИСиС Александр Волков в доказательство эффективности сочетания технических и гуманитарных наук привел пример из практики своего вуза:

«Когда-то мы начали готовить лингвистов, что было серьезным вызовом. Но оказалось, что сочетание лингвистической подготовки с пониманием инженерии позволяет готовить лучших специалистов в междисциплинарной области».

Проректор по образовательной деятельности Нижегородского государственного технического университета Евгений Ивашкин считает, что важной миссией инженера может быть и просвещение, для этого необходимо владеть риторикой, знать основы психологии. Евгений Ивашкин привел в пример академика Сергея Капицу, который умел рассказывать простым и доступным языком о сложных интересных вещах.

«Сергей Петрович Капица приезжал к нам в университет. Он удивительный собеседник. Чем больше будет инженеров-просветителей, тем больше школьников увлекутся этой профессией, захотят стать инженерами в будущем», – не сомневается Евгений Ивашкин.

Проректор Национального исследовательского Московского государственного строительного университета Таймураз Кайтуков уверен, что изучение гуманитарных дисциплин, особенно истории, будет способствовать тому, что из инженерных вузов начнут выпускаться специалисты, готовые решать серьезные задачи, ставить амбициозные цели.

Директор Политехнического института Дальневосточного федерального университета Вячеслав Селезнев поделился опытом своего вуза, где очень развито наставничество, которое понимается шире, чем передача профессиональных компетенций и часто затрагивает мировоззренческие, философские, этические вопросы.

Все участники заседания Клуба ректоров инженерных вузов сошлись во мнении, что будущим инженерам социально-гуманитарные науки необходимы. Они способны значительно расширить кругозор и пределы узкоспециализированных знаний профессионалов, являясь краеугольной основой для инновационного, творческого, нестандартного подхода к решению многих задач. Эксперты не сомневаются, что российские инженеры могут и должны составить конкуренцию выпускникам ведущих инженерных вузов мира.

Итог встречи подвел Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко:  

«Каким должно быть современное инженерное образование в России? Ответить на этот вопрос можем только мы сами. И я хотел бы призвать университеты вкладываться интеллектуально и эмоционально в будущее современного инженерного образования в России. А мы как методический центр проекта «Передовые инженерные школы» будем всячески включаться, помогать, предлагать свои идеи с тем, чтобы лучшие практики можно было обобщать и упаковывать в такие образовательные продукты, которые могли бы быть транслированы на всю систему инженерного образования нашей страны. Совместными усилиями мы сможем многого добиться.

 Для нашей страны важен технологический суверенитет. Речь не только про передовые технологии, но и про ощущение своего места в мире, понимание своего предназначения. И тут без гуманитарной повестки, знания истории не обойтись. Думаю, мы еще продолжим этот разговор на самых разных площадках, а участники Всероссийского инженерного конкурса и проекта «Передовые инженерные школы» будут, как атланты, держать российскую науку на своих плечах».

Вернуться к списку новостей